Tuesday, December 03, 2013

Сеспель



Сеспель – жанр и модус вивенди.

Бытует мнение, что хайку (хокку) – самый краткий вид поэзии, семнадцать слогов, разбитые на 12 и 5 особой цезурой. Оно конечно, семнадцать слогов – это не много. Помнится и мы баловались сочинением хайку. Получалось что-то вроде: бабка в сером ватнике курит папиросу; осенний вечер. Таких стишков можно набросать множество. Они могут нравиться или оставят безразличным, они есть и всё тут. Понимание японской поэзии сопряжено с определённым состоянием души. Как сегодня, например, такое спокойствие, такая благость разлиты были в воздухе и во весь день не случилось ничего такого, что могло бы это спокойствие возмутить. Было такое безветрие и такое прохладное солнце, что казалось сам ты по ту сторону канала смотришь на себя и понимаешь, что этот день – подарок, что такого не бывает и долго не продлится.
В восприятии японской поэзии немалую роль играет, как было сказано, особое состояние души. Но и экзотизм тоже вносит своё особое звучание и помогает проникаться атмосферой стихотворения. Форма хайку непривычна нам, в школе мы это не изучали и принципов написания хайку не знаем. Но то, что коротко – хорошо, это по-чеховски талантливо. Не утомляй, вот девиз хайку. И совсем не обязательно читать сразу сто таких стихотворений. Прочитал одно и медитируй хоть целый день. На голой ветке / ворон сидит одиноко/ осенний вечер. А дальше всё зависит от восприятия. Что за ветка, какой-такой ворон, осенний вечер тоже у каждого будет свой.
Всё это так и практически бесспорно. Но не для поэзогруппы Cum Grano Salis. Нас в ту пору было трое из постоянных и приставали время от времени разные всякие Абсурдисты. И задумались мы – а ещё короче можно? И придумали мы особый жанр однострочной поэзии, назвав его сеспель.

Сеспель – наиболее ёмкое выражение определённого состояния души. Это, если хотите, такая метрическая единица – один сеспель, которая равна интегральному выражению эмоции в отношении к текущему моменту. Стихи вообще должны измеряться сеспелями. Например, поэма Есенина Чёрный человек стоит один сеспель, который эквивалентен слову «копытливый». Увы, есть множество стихов, чья сеспельная значимость нулевая. Мы о таких говорить не будем.
Разберём лучше самый принцип сеспельного стихосложения. Кстати, есть такие, что связывают понятие «сеспель» с фамилией великого чувашского поэта Мишши Сеспеля, который ввёл, возможно зря, в чувашское стихосложение силлабо-тонический принцип. Оговоримся сразу, никакой связи между маленькой и большой буквами нет. У Мишши Сеспеля тоже есть стихи сеспельного наполнения, например, йывăр, йывăр, пăчă, что переводят «тяжко, тяжко, душно», но общая патриотично-советская направленность его стихов мешает вычленять в них глубинную сеспельность. Однако и этот пример уже показывает первый и основной принцип сеспеля: он внеконтекстуален. Иными словами – сеспель – сам по себе.
В виду того, что сеспель – творение поэзогруппы Cum Grano Salis, обратимся к наследию одного из постоянных членов – Третьего. Он особенно был плодовит по части сеспелей. Чего стоит его бессмертное «Он Король и Вассал», обращённое к любому, самому неподготовленному читателю. Третий был первым, кто обратил внимание на сеспельность своей жизни. Он очень любил повторять: Ашбыро шбаро бюрократизм (я воспроизвожу по слуху, поэтому, возможно, не совсем точно. Первые два слова должны что-то означать по-осетински).
Сеспель повергает в задумчивость, близкую к помешательству. Есть классические сеспели, которые доступны только профессорам словесности, например, Гусак! или столь же сакраментальное  Скучно жить на этом свете, господа, которое по правилам сеспелесложения (или вернее сеспелевычитания) должно быть урезано до жить скушно, желательно с протяжным «ш-ш-ш». И быстрой ножкой, - пример нетронутого классического сеспеля. Вообще же классическая литература неизбывна сеспелями. Здесь любой грамотный человек с лёгкостью найдёт строку, которая прозвучит для него сеспелем, что вовсе не означает, будто другой с этим так же легко согласится. И в этом второй принцип сеспеля. Сеспель индивидуален.
Но часто бывает, что индивидуальный сеспель становится достоянием группы индивидуумов, а при расширении этой группы и увеличении ассоциативных рядов восприятия, вызванных сеспелем, может стать национальным достоянием. Я не люблю может сказать кто угодно, но если эти слова восприняты, как сеспель, они могут получить совершенно иное звучание, перестать выражать личную неприязнь или антипатию, чтобы прозвучать общечеловеческим утверждением, принципом и убеждением безотносительно конкретного агента ненависти (ведь нелюбовь часто оборачивается ненавистью, не так ли?) Это кредо многих, имеющее чисто мантрическое наполнение. Таким образом, сеспель  универсален, что отнюдь не противоречит его индивидуализму, потому что и индивидуализм равно универсален.
Принципов сеспелетворчества довольно много. Три – уже довольно: внеконтекстуальность, индивидуальность и универсальность. Остальные принципы, и те, что были уже упомянуты, и другие, которые упомянуты не будут, принципы технические, а технику сеспелетворчества каждый отрабатывает сам. Вот, например, один из основополагающих сеспелей поэзогруппы: Михалыч непобедим.  Чисто технически этот сеспель – само совершенство. Михалыч сам по себе индивидуален и всеобъемлющ. Поэтому второе слово можно считать факультативным, оно может быть заменено на любое другое определение.
Ещё один технический приём – уже упомянутое урезание. Урезать можно не только классику, но даже бытовуху,  в таком случае сеспель приобретает особую афористичность. Например, известно, что сыр пахнет. Бывает такой пахучий сыр, просто беда. Головка пахучего сыра – находка для гурмана. Мы все стремимся хорошо покушать и принюхиваемся к головкам сыра. Головка сыра пахнет. Но стоит урезать это выражение, отбросить название пахучего агента, как сейчас же сеспель приобретает совершенно иное звучание: головка пахнет.
Очень интересны сеспели в одно слово, эти связаны со звучанием формы слова, например, иссуши, тремпель и тому подобное. Казалось бы, слово знакомое, но вслушиваясь в его звучание, воспринимаешь его «всё страньше и страньше».
Сказанного довольно, чтобы заняться сеспелетворчеством незамедлительно. Главное – не забывайте о состоянии, которое должно предшествовать и с неизбежностью последует за произнесением сеспеля. Ловите момент.

No comments: