Friday, May 19, 2006

Обращение Гуронии в христианство



Был период в истории Квебека, когда вся территория до озёр Онтарио и Гурон называлась Гуронией. Для европейцев существовали отдельно Новая Франция и страна Гурония. И было это в начале 17 века, когда возникла гуронская миссия отцов-иезуитов. Началась проповедническая деятельность "чёрных сутан" в 1634 году и закончилась окончательным уничтожением Гуронии в 1649, вместе с завершением обращения в католическую веру дикарей-язычников. Вопрос : как удалось в столь короткий срок обратить в веру целый народ? Ответ на этот вопрос в трёх словах: колдовство, микробы и торговля.

Казалось бы, зачем гуронам было принимать католичество? Тут надо принять во внимание ряд факторов, связанных с историей завоевания континента европейцами, с особенностями мировосприятия самих индейцев и в частности с их неспособностью вопринять религию, как отдельную отрасль знания, как нравственный закон, которому надо следовать, как определённый взгляд на общество, семью и отношения между людьми. В своих верованиях гуроны и прочие индейские племена с лёгкостью усваивали ритуалы соседей, которые нужны были для увеличения шансов на удачную охоту или для того, чтобы уберечься от болезней. Исходя из этого постулата, можно предположить, что "чёрные рясы" были для гуронов могущественными шаманами, потому что у них были предметы, действие которых не могло быть объяснено иначе, как колдовством. Магнит, зеркало или увеличительное стекло повергали дикарей в суеверный трепет. Часы не просто показывали время, а повелевали временем. Священники могли предсказать лунное и солнечное затмение, умели читать и писать, причём один узнавал у другого любые новости без того, чтобы эти новости были ему сообщены голосом. Естественно, что и молитвы иезуитов воспринимались не иначе, как заклинания, могущественные, пострашнее безумных плясок и криков их собственных шаманов. Атрибуты католической веры становились амулетами и грегорианское пение нравилось безотносительно смысла поющихся текстов.
И всё-таки удивительно, что индейцы стали массово принимать крещение. Есть предположение, что связано это было с эпидемиями, которые начались вместе с приходом европейцев. Чуждые американскому континенту микробы и бактерии, привезённые европейцами, набросились на аборигенов и стали их пожирать живьём. В условиях промискуитета и антисанитарии, эпидемии косили целые племена. В реляциях иезуитов, в частности у отца Вимона читаем : "... там, где восемь лет назад (в 1636 году) было от восьмидесяти до ста хижин, жилыми остались только пять-шесть, а вожди племен, некогда командовавшие семью и даже восемьюстами воинами, теперь в своём подчинении видели только тридцать-сорок, и тоже с флотом : где прежде было триста и четыреста пирог, осталось только двадцать, от силы тридцать". А было так : когда индеец был уже присмерти, к нему в хижину приходил монах и предлагал креститься, говоря о загробном мире и о спасении, о тех, кто будет привечаем Богом, и о тех, кто будут отвергнуты. Индейцы ничего не понимали из того, что им говорил чернец, но согласно кивали, чтобы не оскорбить ненароком великого шамана. Так получилось, что крещение стало воприниматься индейцами, как посмертный ритуал. Только весной 1637 года, три года после начала компании был крещён первый здоровый гурон. Из этого факта следует, что гуроны весьма своеобразно воспринимали крещение. Выходит, что и эпидемии не слишком влияли на строй мыслей гуронов.
Третим фактором, подвигшим гуронов на принятие католичества, была торговля. И не просто торговля, о которой мы наслышаны, когда европейцы за бесценок скупали пушнину, за безделушки получая бобровые, медвежьи и прочие шкуры, а торговля оружием. Кроме того, что оружие могло быть продано только крещённому, у принявшего христианство индейца появлялись те же права, что и у трапёра-француза, ему давали ту же цену за пушнину, и дополнительный подарок, и возможность присутствовать на совещаниях охотопромышленников, проходивших в Труа Ривьер и в Квебеке.
Поворотной датой в истории крещения гуронов не случайно считается 1640 год, когда во-первых прекратились повальные эпидемии, а во-вторых монахи иезуиты вполне овладели языком гуронов. Тогда же Ассоциацией Ста Компаньонов было принято официальное решение о продаже ружей только обращённым в католицизм индейцам. Наконец, к этому времени угроза войны с ирокезами стала более чем материальной. Индейцев, желающих принять католицизм, стало значительно больше, сейчас же отцы-иезуиты ужесточили правила обращения в веру. Если до 1640 года крестили всех желающих, коих было очень мало , то после 1640 иезуиты потребовали конкретных доказательств принятия индейцами веры. Они установили испытательный срок от года до двух лет для желающих принять крещение и за это время гуроны должны были воздерживаться от всего языческого и даже избегать контактов со своими соплеменникам, дабы не подвергаться соблазну.
Все эти сведения говорят о том, что гуроны вовсе не были заинтересованы в вере, как таковой, а только в тех преимуществах, которые они могли получить вместе с крещением. И последний, весьма примечательный факт из истории обращения Гуронии в католицизм. За пятнадцать лет миссии иезуитов в Гуронии численность гуронов уменьшилась на ... ( в это трудно поверить, но, похоже, это правда) 95 %. Другими словами, гуроны перестали существовать, как народ. Вот вам, батюшка, и благородная миссия просвещения неразумных, заблудших во тьме язычества дикарей. А ведь до прихода белых великий народ был, гуроны.

No comments: